Радоница – 9 день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших в пасхальные дни. В этом году он приходится на 25 апреля.
На вопросы корреспондента городской газеты «Рабочая правда» ответил настоятель Свято-Троицкого храма протоиерей Илия Кожевников.
— Можно ли прибирать могилку непосредственно в день Радоницы или лучше заранее?
Всю первую неделю после Пасхи (которую в честь великого праздника называют Светлой седмицей) православные христиане ходят только в храм и ежедневно участвуют в пасхальных торжествах. Но со следующего воскресения (его называют неделей Фоминой или еще Красной горкой) по особому пасхальному чину начинают совершаться панихиды, в том числе и на кладбищах. Радоницей называют вторник второй недели после Пасхи. Приборку на могилах лучше отложить до предстоящего воскресенья или понедельника, допустимо и до самого дня Радоницы.
— Почему нежелательно оставлять продукты на кладбище?
Оставлять продукты или какие-то вещи (яко бы «для усопших») — чисто пережиток язычества. После смерти, когда душа покинула тело, человек ни в чем телесном не нуждается – ни в пище, ни в одежде. Наша бессмертная душа жаждет благодати Святого Духа, которая ее «питает» и животворит. Поэтому наши родные усопшие более всего ждут от нас молитв. Если мы хотим подкрепить наши молитвы к Богу за них еще и милостыней – лучше ее подать конкретному нуждающемуся человеку. Оставляя продукты на кладбище, мы превращаем это святое место в свалку гниющих отходов или рассадник кладбищенских крыс и бездомных собак.
— Почему на кладбище народ ест и пьет? Это традиция? Церковь одобяет?
Эта дремучая традиция опять же восходит к языческим тризнам, которые к тому же заканчивались массовой попойкой и свальным блудом. Ничего общего эта современная удручающая практика с верой православной не имеет.
Слово «кладбище» указывает на место, где в земле сокрыт великий клад – тела наших родных, уснувших до всеобщего пробуждения в день великого Суда при Втором Пришествии Христовом. На этом беспристрастном Суде будет определена вечная участь всех нас. (Рекомендую внимательно прочитать 25 главу Евангелия от Матфея). Христос говорит: «Я голодал — и вы накормили Меня, Я жаждал — и вы напоили Меня…». Поминальная трапеза – это особая форма милостыни за усопших. По слову Спасителя на эту поминальную трапезу «не зови друзей, ни братьев, ни соседей богатых… а зови нищих, увечных, хромых, слепых… — и воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14, 12-14). Поэтому «своя компашка», которая на кладбище распивает и закусывает, преследует не христианские цели: их усопших родственники от таких «поминок» страдают.
— Подавая милостыню, нужно называть имя человека или его родственную связь («это за мою бабушку», например)?
Традиционно милостыню подают как в руку Самому Христу. Можно и тайно. А Бог видит тайное – воздаёт явно. Поэтому Господь знает, за кого мы ходатайствуем. Но можно, подавая милостыню, попросить человека (конечно, не обязывая его) помолиться за родных усопших. Только за самоубийц или некрещенных (в том числе абортированных своих деток) милостыню подают все же без подобных просьб.
- Почему так важно молиться за усопших и как правильно это делать?
Господь говорит: «в чём застану, в том и буду судить». К своей загробной участи умерший человек уже ни прибавить, ни убавить ничего не может. А мы живые можем! Когда мы за них молимся или подаем за них милостыню – для многих из них это большая отрада, утешение, а может быть, и избавление от страданий. Это проявление нашей любви к ним – ведь мы их дети, родственники, друзья. Через смерть наша любовь к ним не только не исчезает, но зачастую они становятся нам еще дороже, прощаются многие обиды. Мы не можем сейчас с ними общаться непосредственно, но есть у нас общение через Бога: мы молимся за них, а они (те, кто жили праведно и имеют дерзновение перед Богом) – молятся за нас. Нас ждет вновь встреча в вечности!
За умерших нужно молиться и дома, и соборно(т.е. сообща) в Церкви. Существует огромное количество заупокойных молитв, различных канонов и акафистов. В церкви поминают на панихидах, служатся литии. Но особую силу имеют литургийные поминовения, особенно на проскомидии (только за крещеных). Господь Иисус Христос принёс Себя во искупление наших грехов – плодами этой Жертвы мы можем пользоваться, и не только сами, но и ходатайствуя за своих близких.
— Если человек православный, обязателен ли крест на могиле (в дизайне памятника)?
Самому умершему уже всё равно, где и как погребено его тело – он уже в мире ином и вернётся сюда лишь при Втором Пришествии Христа, чтобы душа воссоединилась со своим покоящимся телом. А вот нам живущим не должно быть всё равно. Наш собственный век не долог – мы должны нашим детям привить «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу». Православный христианин покоится всю жизнь под сенью Креста Христова (который в Богослужебных текстах называется «мостом от земли к Небу»). Так важно на могильной плите или табличке обозначить христианское имя (а не фамилию и инициалы) усопшего! Мы должны позаботиться, чтобы наши потомки смогли по имени помянуть в молитвах здесь лежащего. Важно с этой же целью постараться передать своим детям и внукам память о своих предках, возможно, не только устно, но и записать. «Иваны не помнящие родства» истребятся в первом-втором поколениях. Не даром народная пословица гласит: «Памятью крепок – родом силен».
В северной части города Полевского запланированы Богослужения:
25 апреля, вторник. Радоница. Поминовение усопших.
8-30 Божественная Литургия в храме.
10-30 Панихида в храме.
11-00 Панихида в начале нового кладбища.
12-00 Панихида в конце нового кладбища (могила о.Романа).
12-30 Панихида на старом кладбище (район автовокзала).
(163)